Письмо о расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 г. возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями геноцида мирного населения на территории Белорусской Советской Социалистической Республики (далее – БССР) в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (ст.127 УК Республики Беларусь).

Беларусь неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Самой кровопролитной была Великая Отечественная война.

Победа в ней достигнута ценой больших потерь. На белорусской земле покоятся останки миллионов людей, погибших не только на полях сражений, но и хладнокровно убитых в ходе геноцида мирного населения.

Можно утверждать, что Беларусь подверглась всем формам геноцида, предусмотренным Конвенцией ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (9 декабря 1948 г.).

В ходе расследования уголовного дела изучены руководящие документы гитлеровской Германии, которые возводили зверства по отношению к мирному населению в ранг государственной политики и освобождали солдат от ответственности за данные преступления.

Руководителями третьего рейха Гиммлером, Герингом и другими открыто объявлялось, что одной из целей войны против Советского Союза является сокращение славянского населения на тридцать миллионов.

Распоряжением начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии об особых полномочиях войск разрешалось уничтожение мирного населения и обеспечивалась неподсудность военнослужащих за действия по отношению к гражданскому населению.

Политика гитлеровской Германии предполагала зависимое существование Беларуси под прямым немецким руководством, снабжение группы армий «Центр» фактически за счет грабежа.

Часть населения, особенно руководители советских и партийных органов, интеллигенция и все евреи с осени 1941 года подлежали уничтожению. В дальнейшем территорию Беларуси планировалось заселить немцами и включить в состав нацистской Германии. Все эти меры планировались еще до начала войны и были частично реализованы на оккупированных территориях. Политика гитлеровской Германии в отношении советского населения существенно отличалась от поведения в других европейских странах (Франции, Дании, Нидерландах и др.), где поначалу соблюдалась видимость цивилизованности. Советские граждане сразу были объявлены «недочеловеками», к которым допустимо применение любых карательных мер.

В сентябре 1941 года, когда вся территория Беларуси была захвачена немецко-фашистскими войсками, в неволе оказалось более 7 миллионов ее жителей.

Вермахтом и специально созданными командами СС (полиции безопасности) и СД (службы безопасности) уже с первых дней оккупации производилось уничтожение населения. В июле 1941 г. в г.Барановичи Гиммлер провел совещание, на котором было принято решение о проведении масштабной операции по очищению территории Брестской области от «враждебных» элементов.

Массовое уничтожение людей было поставлено на поток, проводились данные злодеяния варварскими методами и средствами: применялись расстрелы и виселицы, газовые камеры и сжигание, голод и распространение эпидемий. Это должно было навести страх, подавить попытки сопротивления оккупационному режиму.

На территории Беларуси были организованы свыше 580 мест принудительного содержания населения, а фактически лагерей смерти, где путем создания невыносимых условий уничтожено значительное количество людей.

Трагическую известность получили такие места массового уничтожения населения, как лагерь смерти «Тростенец» (самый крупный на всей захваченной советской территории, по полученным нами сведениям в нем убито не менее 546 тысяч человек), Минское гетто (уничтожено не менее 90 тысяч лиц еврейской национальности),

Озаричский лагерь смерти в Гомельской области (убито несколько десятков тысяч человек), концлагерь «Колдычево» в Брестской области (истреблено 22 тысячи человек).

Стандартным сценарием, взятым на вооружение немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками, стало уничтожение деревень вместе с жителями в рамках так называемых «усмирительных» акций.

В ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа устанавливаются многочисленные ранее не известные факты массового уничтожения нацистскими преступниками гражданского населения Беларуси.

Проводится кропотливая работа по фиксации информации, полученной от очевидцев тех событий и их родственников. На настоящее время в ходе предварительного следствия допрошено свыше 16 тысяч человек, более 7,5 тысяч из которых – бывшие узники лагерей смерти.

Следственной группой изучен большой массив архивных документов и тысячи уголовных дел в отношении нацистских преступников. Проведено более 400 осмотров мест происшествий, в ходе которых установлены ранее неизвестные места массовых убийств населения.

В частности, путем анализа различных документов установлено, что в лесном массиве Ченковского лесничества Гомельской области могут быть захоронены останки мирных граждан, убитых оккупантами и их пособниками.

В течение 2021 года при проведении в указанном месте поисковых работ обнаружены и извлечены костные останки около пятисот человек. Причинами смерти являлись огнестрельные ранения, причем выстрелы в голову не редко производились дважды. Тех, кто не умер сразу, добивали гранатами. Изъято множество предметов, указывающих на уничтожение именно мирных жителей: расчески, женские гребни, зубные щетки, пластмассовые пуговицы, ключи, перочинные ножи и многое другое.

Также установлено и осмотрено одно из мест массового уничтожения мирного населения, которое находится на территории Логойского района Минской области. Выявленная там картина ужасает бесчеловечностью злодеяний.

В ходе проведенного осмотра обнаружены останки более 1 тысячи человек, их личные вещи (расчески, пряжки от ремней, пуговицы, части обуви и много другое), а также пули и гильзы.

Согласно заключению экспертов, возраст погибших составляет от 4 до 70 лет. Исходя из характера ранений можно утверждать, что в момент расстрела часть людей положили лицом, а других – поставили на колени и убили выстрелом в затылок.

Даже на опытных прокуроров и следователей произвел тяжелое впечатление вид останков матерей, прижимающих к груди младенцев.

Похожая картина обнаружена следственной группой и в Бешенковичском районе, где в ходе поисковых работ из земли подняты останки не менее 80 людей, большинство из которых – женщины и дети. Извлечены многочисленные фрагменты обуви, в том числе детской, пуговицы, расчески, а также патроны и гильзы, причем некоторые из них имелась эмблема SS в виде двух характерных молний.

Расследованием устанавливаются обстоятельства массовых сожжений населенных пунктов, которые нередко производились вместе с их жителями.

Путем допросов и изучения архивных документов получены сведения о сожжении еще порядка 1 300 ранее неизвестных сел и деревень.

В рамках деятельности межведомственной комиссии по увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа, созданной по инициативе Генеральной прокуратуры, при участии прокуратур областей и местных исполнительно-распорядительных органов, а также иных организаций осуществляется обустройство мест погребения и перезахоронение обнаруженных в ходе расследования останков жертв геноцида.

Также прокуратурой инициировано присвоение местам уничтожения мирного населения специального правового статуса «историко-мемориального места погребения».

Полученные в ходе расследования уголовного дела доказательства позволяют утверждать, что масштабы трагедии белорусского народа значительно больше, чем предполагалось ранее.

Установлено, что в годы нацистской оккупации на территории Беларуси:

убито не менее 3 миллионов мирных граждан и военнопленных, или каждый третий житель Беларуси;

угнано в немецкое рабство более 380 тысяч человек, из которых многие погибли от невыносимых условий эксплуатации. Массовый характер носил и угон на принудительные работы детей. Имели место случаи использования детей в качестве доноров крови;

разрушено свыше 200 городов, в том числе такие крупные, как Минск, Гомель, Витебск, Полоцк, Орша, Борисов, Слуцк;

сожжено более 10,5 тысяч сел и деревень.

В геноциде мирного населения принимали участие не только немецко-фашистские захватчики, но и их европейские союзники из Италии, Румынии, Венгрии, Франции, Словакии и Финляндии, а также пособники из числа украинских, польских, литовских, латвийских, эстонских и других коллаборационистских и националистических формирований.

В проведении карательных акций против советских граждан на территории Беларуси также участвовали воинские подразделения из Австрии и Чехии, входившие в состав Третьего рейха.

Только одним 12-м литовским полицейским батальоном в 1941 году на территории Минской области убито более 10 тысяч мирных граждан. Отметился зверствами сформированный из жителей Литвы вспомогательный полицейский батальон под командованием Антанаса Импулявичюса, известного под прозвищем «Минский мясник».

Этот батальон совместно с иными формированиями в феврале-марте 1943 года уничтожил 387 населенных пунктов, убив более 13 тысяч мирных жителей, свыше 7 тысяч жителей они насильно вывезли на принудительные работы в Германию и другие страны. Население одного только Освейского района Витебской области, насчитывавшее к началу войны 21 тысячу человек, сократилось к моменту освобождения от немецко-фашистской оккупации до 8 тысяч человек, то есть более чем на 60%.

Во многих карательных операциях принимали участие латышские и украинские полицейские батальоны, также отличавшиеся особой жестокостью.

Имена некоторых живых преступников известны и они, пользуясь защитой иностранных государств, скрываются от правосудия. Несмотря на это, прокуратура будет добиваться привлечения их к уголовной ответственности.

К настоящему времени следствие располагает информацией о местах нахождения не менее чем 400 таких лиц. В ходе расследования уголовного дела Генеральной прокуратурой направлено свыше 80 просьб об оказании правовой помощи в десятки государств, в том числе о допросах лиц, которые входили в состав карательных батальонов (в Литву, Латвию, Канаду, США, Великобританию, Аргентину, Бразилию, Австралию и др.)

Вместе с тем, просьбы об оказании правовой помощи по уголовному делу были проигнорированы рядом государств.

Так, в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь из Генеральной прокуратуры Латвийской Республики поступил отказ в исполнении поручения, аргументированный мотивами государственной безопасности государства.

Фактически политические элиты Литвы и Латвии уклоняются от конструктивного диалога и сотрудничества в вопросе восстановления исторической справедливости и укрывают военных преступников.

Наряду с предварительным следствием ведется планомерная информационная, образовательная и воспитательная работа, а также нормотворческая деятельность.

Так, в мае 2021 года по инициативе Генеральной прокуратуры принят Закон «О недопущении реабилитации нацизма», направленный на предотвращение всех форм и проявлений нацизма, оправдания его доктрины и практики, героизации нацистских преступников и их пособников.

Также по инициативе прокуратуры разработан и в январе текущего года принят Закон «О геноциде белорусского народа», которым предусмотрено юридическое признание геноцида белорусского народа и одновременно установлена уголовная ответственность за его отрицание.

Принятые акты – это правовой барьер на пути попыток фальсификации событий и итогов Великой Отечественной войны.

Текущий год в Беларуси Указом Президента Республики Беларусь объявлен Годом исторической памяти.

Информационное ядро мероприятий по увековечению памяти о жертвах геноцида сформировано на основании материалов расследуемого Генеральной прокуратурой уголовного дела: в музеях и библиотеках городов и сел созданы экспозиции, посвященные памяти жертв геноцида, а также тематические литературные секции; реформируются образовательные программы в учреждениях образования всех уровней; дан импульс новым научным, архивно-исследовательским и поисковым работам.

Под редакцией Генеральной прокуратуры опубликован сборник информационно-аналитических материалов и документов «Геноцид белорусского народа».

В конце 2022 года на основании результатов расследования уголовного дела подготовлено издание «Геноцид белорусского народа. Лагеря смерти», в котором представлены новые и ранее неизвестные широкой общественности сведения о лагерях смерти на территории БССР в период оккупации.

Прокуратурой во взаимодействии с государственным унитарным предприятием «Национальное кадастровое агентство» на публичной кадастровой карте Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет подготовлен и опубликован общедоступный пространственный слой, на который по состоянию на январь 2023 года нанесено более 8,5 тыс. сожженных населенных пунктов с указанием их географических координат и кратким описанием, что составляет свыше 83 % от общего количества установленных.

В январе 2022 года опубликован пространственный слой о местоположении лагерей смерти на оккупированной территории БССР в годы Великой Отечественной войны.

В ходе расследования проводится работа установлению причиненного ущерба народному хозяйству, инфраструктуре, культурному наследию от целенаправленной политики уничтожения народов Беларуси, который значительно больше, чем установлен в послевоенное время чрезвычайными комиссиями.

В период оккупации осуществлялось тотальное изъятие и отправка в Германию продовольствия, сырья, промышленной продукции и оборудования, а также музейных экспонатов, произведений искусства, памятников культуры.

В рамках созданной по инициативе Генеральной прокуратуры на уровне Правительства межведомственной рабочей группы заканчивается работа по расчету ущерба, причиненного в годы Великой Отечественной войны.

Жители советской Беларуси массово отказывались сотрудничать с гитлеровским режимом. На службу к немцам шли немногочисленные предатели.

Бело-красно-белая символика, изображения «погони» стали использоваться для обозначения белорусской национальной принадлежности в среде добровольных помощников нацистского режима, в том числе в вооруженных формированиях, участвовавших в карательных операциях.

В 2020 году Беларусь вновь столкнулась с проявлениями экстремизма и терроризма под нацистской символикой.

Организаторами массовых беспорядков использовались методы нацистской Германии, в том числе по сбору сведений о личных данных представителей органов власти и управления, их близких. Участникам массовых беспорядков было обещано освобождение от ответственности и оказание различной помощи в этом.

Как и в годы Великой Отечественной войны распространение получила «помощь» из-за рубежа, где сегодня скрываются все лидеры так называемого «протеста» и откуда ведется информационная война против нашей страны.

Оценивая произошедшие события - фактически имела место организованная рядом западных стран попытка государственного переворота, смены власти насильственным путем с использованием экстремистских элементов.

Большое внимание в ходе расследования уголовного дела Генеральная прокуратура уделяет информированию общественности о тех доказательствах, которые были установлены предварительным следствием. Для этих целей мы активно взаимодействуем со средствами массовой информации, а также публикуем на официальных ресурсах ведомства видеодопросы живых свидетелей тех событий.

Расследование геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны является данью памяти погибшим, способствует установлению и сохранению исторической справедливости, служит реализации антифашистского принципа: «Никогда больше!».

ГЕНОЦИД -

ОДНО ИЗ САМЫХ ОТВРАТИТЕЛЬНЫХ

ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

        


 Ku1y-fov-Or-M 


JoomShaper