Апробация SMART-среды в качестве модели организации образовательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования
Учреждением образования «Новопольский государственный аграрно-экономический колледж» в рамках реализации экспериментального проекта «Апробация SMART-среды в качестве модели организации образовательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования» подготовлен промежуточный отчет экспериментальной деятельности по проекту.
Цель проекта: создание условий для формирования интерактивной образовательной SMART-среды колледжа, включающей в себя систему взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и обеспечивающей доступность и повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
Задачи проекта:
изучить условия оптимального функционирования интерактивной образовательной SMART-среды в учреждении образования;
организовать деятельность по формированию информационной культуры посредством использования SMART-технологий;
проводить постоянно действующие семинары для педагогических работников с целью формирования системы научных знаний о SMART-технологиях;
проводить мастер-классы для преподавателей по использованию SMART-технологий в образовательном процессе;
обеспечить информационную поддержку реализации проекта;
выявить, обобщить и распространить опыт педагогических работников в использовании SMART-технологий в образовательном процессе;
разработать методические рекомендации по использованию SMART-технологий при проведении лабораторно-практических занятий;
создать условия для профессиональной и личностной самореализации субъектов образовательного процесса.
Количество участников проекта: 44 преподавателя; контрольная группа – 109 учащихся.
На начало эксперимента были проведены исследования мотивации обучения учащихся в целях:
определения уровня развития и динамики мотивации учения в процессе обучения учащихся в колледже при применении SMART-технологий в образовательном процессе;
выделения мотивов, позволяющих раскрыть сущность психологической реальности – мотивации учения учащихся колледжа.
Мотивы, вошедшие в пятерку значимых: получить интеллектуальное удовлетворение, получить диплом специалиста, стать высококвалифицированным специалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, приобрести глубокие и прочные знания.
На 2 этапе реализацииэкспериментального проекта участниками творческой группы дополнительно был проведен анализ теоретических подходов по теме экспериментальной деятельности, анализ ресурсного обеспечения и подготовка материально-технической базы для реализации проекта.
Анализ показал, что в колледже имеется достаточно необходимого оборудования, существует большой диапазон программного обеспечения, включая свободное программное обеспечение, в том числе управленческое, для cоздания SМАRТ-среды.
Компьютерный парк в колледже достаточный: на 4 учащихся приходится один персональный компьютер, из имеющихся в колледже компьютеров, 77,7% используются в образовательном процессе. Сегодня в колледже функционируют учебные кабинеты и лаборатории, которые являются автоматизированными рабочими местами педагогов, оснащённые интерактивными досками, мультибордами, широкоформатными современными телевизорами, свободным и бесплатным доступом в Интернет (проложена оптоволоконная линия соединения с Интернет из 10 точек wi-fi).
В колледже на достаточном уровне представлен кадровый потенциал, способный квалифицированно работать в системе электронного управления учреждением образования, грамотно обслуживать компьютерное оборудование и программное обеспечение, использовать электронные образовательные ресурсы.
Анализ выявил и определил поле для дальнейшего совершенствования
и развития.
При реализации третьего этапа произведен поиск и подбор прикладных приложений для разработки и апробации электронных средств обучения с использованием SMART-технологий (учебные дисциплины «Экономико-математические методы», «Информационные технологии», «Математика», «Физика»).
Проведены открытые учебные занятия и мастер-классы для преподавателей по использованию SMART-технологий в образовательном процессе, в том числе при проведении лабораторно-практических занятий, учебных практик, на факультативных занятиях.
Работа по реализации первого этапа проекта была презентована 13.05.2021 на 11-ой научно-практической конференции и выставке педагогического мастерства «Панорама опыта – 2021: SMART-образование: новые вызовы
и новые возможности».
Результаты показали, что образовательная Smart-среда способствовала увеличению интереса к обучению, к профессиональной деятельности по выбранной профессии.
Выделено 5 ведущих мотивов образовательной деятельности:
обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности – 28%;
стать высококвалифицированным специалистом – 34%;
получить интеллектуальное удовлетворение – 29%;
приобрести глубокие и прочные знания – 31%;
добиться одобрения родителей и окружающих – 19%.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что создаваемая в колледже Smart-среда способствует повышению интереса к обучению, к профессиональной деятельности по выбранной профессии. Учащиеся отметили, что им стало интереснее учиться, появилось желание самим придумывать, создавать, общаться с интересными людьми.
Рефлексивные итоги реализации экспериментального проекта подтверждают готовность участников творческой группы к продолжению работы (87,5%) заинтересованности в различных видах деятельности.